Соня Рикель (часть 3) "Рыхлый, но теплый"

Трикотажное полотно было известно людям с незапамятных времен - в древних германских захоронениях находят остатки вязальных спиц, у кельтов же была целая технология изготовления непромокаемых свитеров из пропитанной жиром шерсти. С XVIII века зажиточные горожане и знать могли позволить себе трикотажное белье: чулки, панталоны и нижние рубашки. И еще долго, до середины XIX века трикотаж пребывал в сфере интимного - такой одежды, о которой не говорят и которую не показывают, - однако при этом сам процесс вязания был популярен в свете. Аристократки и женщины среднего класса с увлечением вязали все, что только можно связать на спицах и крючке: салфетки, скатерти, занавески и прочие декоративные украшения. Из сферы нижнего белья трикотаж перекочевал в пляжную моду - купальные костюмы состояли из широкого трикотажного комбинезона, чулок и чепца. А гимнастический костюм - трико - восходит к трикотажу даже лингвистически...
Женский трикотаж до начала XX века использовался в качестве домашней одежды, зато уже в 1910-м женские свитеры встречаются и на лыжницах, и на туристках. Трикотаж - ручной вязки, рыхлый и мягкий - далек от представлений об элегантности, зато отлично греет и практичен.

В спортивном ассортименте 1910-20-х годов - свитеры, брючные комплекты, шарфы, шапки, гетры, перчатки. Во время Первой мировой войны супруга английского короля, королева Мария, выступила с обращением, в котором призвала женщин вязать вещи для солдат. Впервые вязание практичных вещей вошло в моду: аристократки вязали в ложах театров, светские львицы - в ресторанах, актрисы - на экранах. Вскоре не осталось такой вещи, которую не пробовали бы связать упорные англичанки: свитеры, кальсоны, гетры, варежки, шапки и шарфы - все это отправлялось в действующие части. Ситуация изменилась с появлением вязальных машинок - теперь трикотаж выглядел аккуратней, но греть стал меньше. Габриэль Шанель предложила использовать для изготовления повседневной недорогой одежды джерси - гладкое трикотажное полотно, из которого раньше шилось теплое белье. Так в моду вошли прилегающие свитеры мелкой машинной вязки. А вот соперница Шанель - итальянка Эльза Скиапарелли - недолюбливала сугубо практичную одежду, машинный трикотаж вызывал у нее отторжение. Зато как-то раз она познакомилась с пожилой армянской четой, зарабатывавшей на жизнь вязанием. Она разместила у них заказ на изготовление объемного свитера из грубой пряжи - и вскоре к ней посыпались заказы на изготовление вещей ручной вязки.
Во время Второй мировой войны изобретательные американки в условиях строжайших запретов на использование кожи, металла, каучука и прочих материалов нашли спасение в вязании. Дома вязались беретки, шарфики и перчатки. Даже верхняя часть летних туфель стала вязаной! Но время лишений прошло - и трикотаж был забыт. В него кутали маленьких детей, его надевали на лыжные прогулки, но показаться в свитере на работе или на приеме стало немыслимым. По собственному же желанию в свитеры облачались лишь аутсайдеры и маргиналы. Студенты, богемная молодежь, художники и бородатые битники.

К 1962 году, когда Соня Рикель, благополучная жена и молодая мать, вывела в магазине женской одежды «Лаура» свои трикотажные модели для беременных, на Левом берегу Сены в богемных и студенческих кварталах стиль «бит» уже цвел вовсю. Мало кого там можно было удивить автостопом, путешествиями в Индию или чтением Керуака. Богемная молодежь носила черные джемперы и свитеры, узкие брюки и короткие куртки. В том же году молодой дизайнер Ив Сен-Лоран вывел под маркой Дома Диора коллекцию, полностью воспроизводившую этот хулиганский стиль. Однако «чистая публика» еще не была готова к такому повороту и восприняла коллекцию как пощечину общественному вкусу; а Сен-Лоран был уволен.


Поделиться: 

Содержимое Вашей корзины

Скрыть список продуктов


Список пуст